Фольклорный театр/ Составители А.Ф.Некрылова, Н.И.Савушкина.-М.:Современник, 1988.
Народный театр/Сост. и коммент. А.Ф.Некрылова, Н.И.Савушкина.-М.:Сов.Россия, 1991
Из старых публикаций можем указать прекрасную книгу:
Е.Марковский. Украинский вертеп, изданную в 1929 году - одну из немногих, снабженную нотами.
В Сети также опубликованы некоторые тексты:
Фрагмент (три вертепных текста) из книги "Народный театр" Некрыловой и Савушкиной http://www.booksite.ru/fulltext/nar/odn/iyt/index.htm на сайте Вологодской областной универсальной научной библиотеки http://www.booksite.ru
Вертеп. Українська література XVIII ст. текст украинского вертепа Другая ссылка
Виноградов Н.Н. Белорусский вертеп на сайте Фундаментальная электронная библиотека РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР http://feb-web.ru Помимо описания кукол и вертепного ящика приведен текст Смоленского вертепа
На нашем сайте мы публикуем компилятивный текст, подготовленый специально для вас:
Царь Ирод.
Кроме того, "прикрепляем" файл (Word, 26kb) с фрагментом текста из книги "Народный театр".
Оба публикуемых текста посвящены мистериальной части вертепного действа. Вторая часть действа, комедийная, нами опущена.
Причины и более
детальные соображения по этой теме смотрите в статьях на сайте:
А.Греф Вертеп и Петрушка.
А.Греф О московском фестивале вертепных представлений 2003 года
Что до музыки, то с ней дело сложнее, поскольку нотных записей сделано немного. Кое-что мы подготовили для вас ниже на этой страничке.
- При постановке вертепа важно соблюсти некоторые правила, которые отличают вертепное действо от просто Рождественского спектакля.
- Вертеп должен быть двухэтажным со скрытым кукловождением по щелям. Подробнее
- Двух- или трехэтажное строение вертепа символизирует строение мира: небо, землю и ад. Разбиение вертепного текста на сцены также соответствует этому принципу - персонажи действуют либо в верху (Святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы), либо внизу (Ирод, Рахиль, воины, смерть, черт).
- Куклы при произнесении текста должны обращаться в зал, а не друг к другу. Говорящая кукла сопровождает слова движением, при том что остальные куклы в этот момент неподвижны.
- Желательно, почти обязательно, освещение вертепа свечами, именно свечи создают чудесную атмосферу вертепного действа.
Здесь мы приводим три музыкальных эпизода спектакля: ангел возвещает о Рождестве, пастухи покланяются Христу, волхвы идут к вертепу с дарами.
Кондак Рождества ("Дева днесь Пресущественнаго рождает") часто звучит в начале представления из уст ангела. Это может быть любой известный вам распев - обиходный или народный. Мы приводим для примера кондак в народном распеве Хмельницкой области (PDF, 50KB), (MIDI, 2KB).
Второй музыкальный эпизод - поклонение пастухов. И в украинском вертепе, и в записи Виноградова упоминается колядка "Нова радость". Вы можете посмотреть два варианта: из рукописи Украинского театрального музея (PDF, 30KB), (MIDI, 1KB) (ноты приводятся в привычных скрипичном и басовом ключах) и из сборника украинских колядок (PDF, 30KB), (MIDI, 1KB).
Третий эпизод - шествие волхвов или трех царей. Оба приведенные нами варианта из книги Марковского - запись Славутинского (PDF, 25KB), (MIDI, 1KB) и Сокиринского (PDF, 40KB), (MIDI, 2KB) вертепов. Текст этой песни из записи Виноградова близок к ним, но несколько сокращен. А на сайте "Русский фольклор" (http://rusfolklor.ru) можно посмотреть еще два варианта этого эпизода: http://rusfolklor.ru/archives/12962
В альманахе "Традиционная культура" 1/2002 опубликована интересная работа Е.Васильевой "Вертеп и музыка" о возможностях реконструкции музыки вертепного действа.