Вертепный ящик и куклы
Вертеп и вертепное представление, живет в рамках таких устойчивых
традиций, так непохож на все другие виды театра кукол, что ему уделяем, конечно,
отдельную главку.
Вертеп - не только спектакль, представление театра кукол, но и особая
конструкция театральной ширмы в виде многоэтажного ящика. Вертепу свойственна
кукольная техника особого рода - вертепные куклы, закрепленные на штыре, выходящем
снизу куклы как ручка - проводятся по щелям в полу сцены. В вертепном ящике исстари
играется только одна пьеса: Рождественская мистерия.
Возникнув где-то в глубинах ХVI века (древнейшие известные нам вертепные
ящики относятся к XVII веку), вертеп, пройдя от Польши к России, через Украину и
Белоруссию за три века существования остался почти неизменным: тот же сюжет и те же
действующие лица, освященные Священным Писанием и Священным Преданием. Та же
многоярусная конструкция сцены, восходящая к средневековым мистериям, и еще более
древним корням - античному ордеру. Та же техника игры и вождения кукол, произошедшая,
очевидно, из подражания средневековому механическому театру. Тот же текст, без
изменений произносимый уже триста лет, и включивший в себя слова и интонации всех
языков, по землям которых прокатился на восток вертеп.
На рисунке показана принципиальная схема вертепа, состоящего из двух
ярусов, каждый из которых в свою очередь складывается из двух отсеков: коробки сцены и
узкого пространства для движения руки кукловода. Кроме того, в пространстве под крышей
вертепа может быть помещена лампа или свеча, для освещения Вифлеемской звезды.
Обозначены щели в полу сцены, по которым движутся куклы, ведомые рукой,
перемещающейся под полом. Кроме двух основных этажей и "чердака", украинский вертеп,
белорусская батлейка имели еще один нижний этаж для устройства ада.
Троичное вертикальное строение вертепа освящено трех частным строением
Рождественской мистерии, изображающей жизнь на небе - в Раю, на земле, и в Аду.
Верхний этаж предназначен для изображения Святого семейства и сцены поклонения
волхвов и пастухов, для благовестия ангела. Нижний этаж изображает покои царя Ирода, и
на нем играется основные по длительности и фабульному содержанию сцены вертепа:
диалоги Ирода и воинов, Ирода и волхвов, Ирода и Рахили, Ирода и Смерти, избиение
младенцев воинами по приказу Ирода, усекновение головы самого Ирода и избиение его
слуг Смертью и чертями, падение их в ад - все разыгрывается на нижней сцене.
Трехчастное строение мистерии не позволяет жителям рая: Святому семейству,
ангелам, пастухам, спускаться на нижний этаж, а обитателям нижней сцены: Ироду, его
слугам, адским силам - подниматься наверх. Это очень важное свойство мистериальной
сценографии: жизнь верхнего и нижнего этажей никогда не пересекаются.
Щель верхнего этажа обычно делается полукруглой с расширениями по краям
дуги для ввода кукол, которые должны пройти перед Святым семейством, помещенном в
центре верхнего этажа внутри символического изображения пещеры – вертепа – в которой
родился Иисус Христос. Выход или уход кукол со сцены по обеим сторонам от
Святого семейства закрвыается от глаз зрителей занавесочками или дверцами.
Устройство нижнего этажа традиционного вертепа несколько сложнее, чем
этажа верхнего. На нижнем этаже, так же как и на верхнем, имеются кулисы для ввода кукол,
выполненные в виде арочки с занавесом, дверцы или какой-либо иной выгородки, но сама
щель нижнего этажа уже не может быть просто дугой.
Дело в том, что в театре кукол организация сцены - ширмы, ее конструкция,
неразрывно спаяна с техническими возможностями кукол, и как ни в каком другом театре
определяет игровые, "художественные" свойства зрелища.
Например в некоторых районах Украины вертеп к началу ХХ века утратил 2
этажа, а щели сложного профиля разогнулись в прямую. От чего куклы выстролись в ряд по
переднему краю сцены. Но сколько кукол можно поставить в ряд по просцениуму? У
кукловода всего две руки, за ящиком вертепа более двух человек не поместиться, значит
четыре? Но если вы выведете на сцену сразу четверых персонажей, а затем средних
потребуется увести, то вам все равно придется уводить по щели и крайних, как если бы вам
захотелось поменять местами вагоны поезда. А закон театра в том, что любое перемещение
по сцене должно быть мотивировано. Поэтому вам необходимо заранее, прежде чем вы
возьметесь пропиливать щели в полу сцены, продумать все перемещения кукол и диалоги.
Тем более если учесть, что выстроенные в линию персонажи общаться могут только с
соседями.
"Механистическая" конструкция вертепа очень статична. Щель, выпиленная
дугой, отчасти снимает однообразие движения: куклы, которая проходит будто по всей
площади сцены. Две дуги, как делали в некоторых старинных вертепах, позволяют кукле
пройти по очень сложным траекториям и даже встать друг за другом, как на большой сцене.
В некоторых ящиках
дуга дополняется отводами к углам и к центру, увеличивая свободу
действия кукол. Но конструируя вертепный ящик помните, что щели не могут идти
по замкнутой линии, и чем более их общая протяженность, тем слабее пол сцены.
Конструкция нижнего этажа вертепа должна обеспечивать все сценические
эффекты, предусмотренные в спектакле: появление черта из-под пола иродового дворца,
усекновение головы Ироду и падение его обезглавленного тела в ад. Люк для появления
черта из-под сцены, обычно делается вблизи трона Ирода или непосредственно под троном.
В момент появления черта царский трон опрокидывается, разваливается на части или
проваливается в ад, черт появляется в "снопе пламени", вырывающегося из люка. Кроме
скольжения по прорези, вертепная кукла может немного наклоняться в щели, и это позволяет
сыграть сцены "усекновения головы" и "избиения младенцев".
Ширина щелей и их конфигурация должны разрешить свободное и плавное
движение кукол. Но одновременно следует скрыть щель от зрительских глаз каким-либо
ухищрением. К примеру обить пол сцены, на манер старинных вертепщиков, заячьим мехом,
отчего плавное скольжение кукол становится воистину волшебным.
Кукловод, манипулируя куклами под полом сцены, наблюдает за ними,
вплотную приблизив лицо к задней стенке вертепа с потайными отверстими для его глаз.
Кроме того конструкция вертепа предусматривает освещение верхнего и
нижнего ярусов живым пламенем свечей в навесных фонарях, и возжжение Вифлеемской
звезды потайным светильником из-под крыши вертепного ящика.
Сценография этажей традиционна, как и само действие: на верхнем этаже
изображается Святое семейство, на нижнем - покои Иродового дворца.
Изображение Святого семейства - одна из самых трогательных картин
христианской культуры. Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, склонившиеся над яслями с
младенцем Иисусом, тесный вертеп, который обычно изображался как сводчатое помещение,
волы, овцы, ослик, заглядывающие в окна или робко теснящиеся у входа,
коленопреклоненные пастухи, волхвы с дарами, ангелы, парящие над вертепом, и, конечно
же сияющая Вифлеемская звезда, все это тысячи и тысячи раз изображалось, описывалось,
воспевалось всеми христианскими народами! И все же нет возможности удержаться и не
начать строить самому эту удивительную картинку с известными всем с младенчества
персонажами! Чудо театра вертепа в бесконечном повторении и вариациях одного и того же
знакомого и важного действия.
Традиция православия в белорусском, украинском русском вертепах не
допускает каких-либо сценических действий с прямым участием Святого семейства:
диалогов, манипуляции куклами и прочего. Святое семейство лишь объект поклонения,
шествующих по дуге верхнего этажа пастухов, волхвов, животины. От имени Господа
говорят ангелы, которые напрямую вмешиваются в сценическое действие и определяют его
течение.
Собственно Рождественское действо может быть ограничено изображением
сцены Поклонения, и поздравлением зрителей с праздником Святого Рождества как оно
было и есть у многих народов в театральных зрелищах близких вертепу: в Испании,
Бельгии, Италии, французском Провансе, Чехии, на Балканах, в Польше - по всему
христианскому миру.
Однако, закон театральности таков, что вслед за торжеством, вслед за
сакральным поклонением, неизменно появляются комические сцены "снижающие" праздник,
и в "ясельное действо" повсеместно включались интермедии на местные темы, с местными
национальными персонажами. Эта двоякая природа театра, хотя и снижает уровень
сакральности, святости, торжественности мистерии, но, с другой стороны, овевает праздник
живым дыханием народной веселости и превращает события Священного писания в события
сиюминутные, сегодняшние, делая причастным к нему всех на празднике присутствующих.
Белорусская "батлейка" (по имени Вифлеема, города рождения Иисуса Христа),
украинский и русский "вертепы" (вертеп - пещера, тайное укрытие, в котором поселилось
Святое семейство, прибыв в Вифлеем) особое внимание уделили разработке сюжета о
злодеянии царя Ирода и воздаянии за содеянное зло. Хотя батлейка и украинский вертеп
появились приблизительно одновременно или только чуть позднее польской "шопки"
(шопка - шалаш для скота, в который поместили Младенца), и разработка сюжета о
злодеяниях Ирода принадлежит трем традициям, есть основания полагать, что
драматургическую законченность и целостность он получил в вертепе и батлейке. Большая
часть вертепного действа происходит на нижнем этаже во дворце Ирода. Даже само
представление вертепа, описанное исследователями народного театра рубежа Х1Х и ХХ
веков, носило название "Смерть царя Ирода". В этом видится особая традиция православной
культуры, не позволяющей прямого, а лишь косвенный сценический рассказ о событиях
Священного писания.
Куклы вертепа конструкции простейшей: тело куклы
насаживается на стержень - рукоятку, держа которую кукловод проводит куклу по щели
вертепа. Обычно куклы вырезаются из дерева и обшивается тканью или раскрашиваются.
В различных музейных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, Киева,
Варшавы сохранились образцы вертепных кукол Х1Хвека. Старинные куклы из коллекции
Н.Д. Бартрама, хранящиеся в музее ГАЦТК им. С.В.Образцова в Москве, привезены
когда-то из Малороссии. (Бартрам Николай Дмитриевич, 1873 – 1931. Художник, искусствовед, коллекционер,
создатель Кустарного музея и Музея игрушки, часть коллекции которого хранится ныне в
музее ГАЦТК.) Они изготовлены из драпированных тканью деревянных брусочков
с подложенной под ткань ватой для придания телу куклы объема. Высота кукол 25-30
сантиметров с рукояткой, которая составляет приблизительно половину общей их высоты.
Рукоятка этих кукол оканчивается круглой подставкой, на которой кукла могла стоять
неподвижно в момент действия других персонажей пьесы. Ткани и материалы, примененные
для создания этих кукол, удивительно гармоничны соответствующим костюмам: лоскут
старинного светлого сукна в мантии Ирода, золоченая жесткая бумага для лат воина, в
одежды Ангела включены кусочки золотой парчи, волосы его выполнены из льна, крылья из
настоящих перьев. Головы кукол из коллекции Бартрама вырезаны отдельно от тела из
материала, напоминающего гипс. Имеются свидетельства о том, что заготовки голов для
вертепных кукол продавались на базарах, и возможно в данной коллекции мы имеем дело с
подобным случаем. Лица раскрашены условно: намечены глаза и рот, но для вертепного
действа этого вполне достаточно.
Вертепные куклы лишены пластики, все их действия построены на диалогах,
точнее сказать монологах, поскольку куклы даже обращаются друг к другу, обращаясь в
зрительный зал. Вертепное представление опирается на древнейшие театральные приемы
античной трагедии, подразумевающие минимум действия при огромной концентрации
страстей: рождение Спасителя, бегство в Египет, избиение тысяч детей на глазах Матери,
умерщвление злодея, раскрытые врат ада - все это изображается в вертепе самыми скупыми
средствами. Можно сказать, что вертепное представление существует в воображении
зрителей, ибо цель его не повествовать о событиях Библейской истории, которые и так
известны каждому в контексте христианской культуры, а вызвать в памяти их образы. И в
этой скупости, наивности действия, обращенного напрямую к тайнам сознания, скрыта его
магическая сила.
Вертепная кукла во время представления стоит неподвижно, и лишь произнося
текст чуть покачивается, при этом остальные куклы замирают. Внимание зрителей всегда
концентрируется на действующей, на говорящей кукле. Выдвигаясь вперед вначале своей
сцены, кукла обязательно именует себя: "я царь", "я смерть", "мы три цари". Каждая из кукол
волшебным образом выплывает на сцену, произносит монолог, выполняет одно
единственное действие, для которого предназначена и покидает сцену. И эти скупые
действия, обеспеченные оригинальной и в то же время традиционной конструкцией каждой
куклы, в большой мере определяют театральный эффект спектакля.
Главный персонаж спектакля -
царь Ирод почти все действие находится на
глазах зрителей. Усекновение головы Ирода смертью - эффектнейшая сцена спектакля.
Голова его, закрепленная на выдвигающемся стержне, коротких штырьках, иным способом,
отпадает от тела при ударе косы. При этом в некоторых вертепах для большего эффекта из
под падающей головы вытягивается красная нить.
Смерть, самая крупная из кукол, обязана производить устрашающее
впечатление. Кроме того, ее механизм предназначен обеспечить хорошо видимый зрителем и
точный удар косы. Вертеп приучает к экономии средств - минимум движений, но каждое
полно смысла и театральной зрелищности!
Избиение тысяч младенцев в вертепе изображается единственным уколом, но
каким! Воин подходит к Рахили, умоляющей Ирода не убивать ее единственное дитя, и,
воткнув в младенца пику, вырывает его из рук матери. Я не знаю более страшной картины в
театральном искусстве, хотя на пику, по сути, накалывается маленький тряпичный кулечек,
не имеющий даже глаз.
Традиционно черт - одна из более подвижных кукол вертепа. В народном
представлении черт не страшен, а противен: скользкий, на тоненьких ножках он вихляет
развинченными членами. Появление черта вызывало не ужас, а смех, тем более, что он
уносил в ад главного злодея - Ирода.
Волхвы или "три царя", как они себя сами величают, одна из оригинальнейших
кукол вертепа. Три волхва в сознании создателей вертепа - один персонаж. Они никогда не
появляются по одному, их подарки: золото, ладан и мирра - триедины. И кукла,
изображающая "трех царей", часто изготавливалась триединой - три тела, прикрепленные к
одной ручке.
Пастухам, самым близким народному сознанию персонажам, часто отдавались
слова той искренней живой радости Рождества, которую испытывали создатели вертепа и
которая в наименьшей степени поддавалась канонизации. Потому и куклы пастухов и их
овечек наиболее вольные, приближенные к народному костюму родной местности.
Куклы
ангелов и Святого семейства возможно исполнить только в случае
искреннего благоговейного отношения к ним, в противном случае они превратятся в
святотатственную карикатуру.
Из основных действующих лиц вертепа выше описаны практически все, однако
два слова следует сообщить еще о двух: служке, зажигающем свечи, и Вифлеемской звезде.
Зажигание свечей в начале представления вертепа и погашение свечей по его окончании -
два из важнейших и красивейших момента всего действа. Не всегда, но в некоторых вертепах
изготавливается специальная кукла служки, которая обходит с горящей свечей этажи,
зажигая одну за другой светильни, а затем обходит вертеп, гася их. Кукла служки, по сути
своей, единственный собственно театральный персонаж, придуманный специально для
обслуживания сцены, для создания театрального эффекта, и которому единственно
разрешено свободно перемещаться между вертепными сакральными этажами.
Конструктивно служка должен иметь непропорционально длинные руки, дабы дотянуться до
свечей в светильниках, вынесенных за пределы сцены вертепа.
Звезда Вифлеема также важнейшее "действующее лицо" не только вертепа, но
самого Рождества, важнейший и непреходящий его символ. Придумать самому как встроить
ее в вертепный ящик, как и в какой момент действия ее зажечь - большая радость и
ответственность вертепщика. И я не стану отнимать у вас радости потрудиться над
Вифлеемской звездой описаниями известных мне конструкций и приемов.
Одноэтажный вертеп.
В русской традиции известна одноэтажная конструкция вертепа, с куклами,
управляемыми снизу, как и в вертепе многоэтажном.
Некоторые исследователи (см. Давидова М.Г. Вертепный театр в русской традиционной культуре. Традиционная культура 1/2002)считают одноэтажную конструкцию вертепа собственно русской традицией.
Одноэтажный вертеп вынужденно представляет только сцену Иродового
дворца, а Святое Семейство помещается слева (для зрителей) от трона Ирода, или, как и адские сцены, в обязательном трех частном строении вертепа,
выносится за пределы ящика на картинки. Впрочем, не исключено, что вам,
каким-либо ухищрением удастся устроить сменную декорацию и на одном этаже. Бог в помощь!
P.S. Я должен повиниться перед читателями в том, что в некоторых своих ранних статьях рассказывал о конструкции вертепа с куклами на штангах, которые управляются сверху. Такой вертеп возможен, он проще традиционного и в изготовлении, и в работе, но ошибка моя в том, что я эту конструкцию, появившуюся усилиями художников всего лишь двадцать лет назад, рекомендую как тардиционную.
Одна из таких статей, в общем-то неплохая по части помощи в постановке вертепного действа, опубликована на сайте журнала "Игра и дети"
(А.Греф.Рождественский вертеп)