Особенности критической оценки в театре кукол.
Письмо другу.
Александр Греф
Дорогой NN!
Нам следует договориться: смеем ли мы судить произведение искусства по законам эстетики? или снисхождение к "личным обстоятельствам" - непременное условие, как говорят математики, "граничное условие" суждения? Банановая корка критического дела. Будучи лично знакомыми и прочее…
Постоянно путаясь в этически-эстетических вопросах экзаменационных сессий, я, за четверть века преподавания в университете, придумал себе оправдание: как ни обидна двойка, но она "о работе". И хотя, как правило, на двойку обижаются лично, но "оценка" - лишь попытка описать качество результатов дела.
…и теперь попробую уяснить себе правила, что-ли… некоторые закономерности, так сказать, эстетического процесса… критерии, так сказать…
Нота "ля" составляет 440 герц. Это абсолют, "закон природы". Но фокус в том, что ни один инструмент не настраивается по показаниям физических приборов. Ухо настройщика эстетически более точно, ибо индивидуальный голос инструмента характеризуют именно отклонения от четырехсот сорока с нулями… Тут я делаю вираж, из которого очень трудно выбраться… Отклонение от абсолюта и доставляет эстетическое наслаждение. Эстетические "параметры" произведения искусства оцениваются сравнением их с идеальной моделью. [1]Но какова допустимая мера отклонения? (да, и чем измеряем?) Если бы мне позволено было уточнить высказанное суждение, то я бы добавил, что эстетическое наслаждение связано с "идеалоцентричным", а не с "идеалобежным" отклонением. То есть нам важны не только наличие и величина смещения, но и вектор, устремленность к идеальному… Но все это покрыто мраком, попытки рассеять который, лишь сгущают тьму. [2]
Тезис об идеале я назову "Максимой первой". И пусть он на задах эстетической мысли, но нужен мне для утверждения исходной точки: идеальным театром я считаю театр традиционный. [3]
"Вторая максима" будет касаться до свойств куклы и ее отношений с человеком. [4]
Театр кукол я понимаю как публичную жизнь куклы. Человек для куклы лишь средство, переводчик, пособник в ее диалоге с человеком. Куклы между собою, по всей очевидности, общаются иными средствами, не зримыми нам, но для того, чтобы и нам ясны были их переговоры, нужен толмачь - человек. [5] Ошибка, главная ошибка театральщиков, на мой взгляд, в том, что Кукла вовсе не изображает человека, как полагают. Она вообще никого не изображает, кроме самой себя. Чудо кукольного театра в том-то и состоит, что кукла самодостаточна, а нам, при определенном везении, удается в кукольных играх поучаствовать. Это также чудесно, как и счастье подглядеть игру детей. [6]
Ежели мои суждения покажутся вам неубедительными, вспомните театр Бунроку. Театр дезиллюзионный, а "иллюзия" самостоятельной жизни кукол абсолютная. Как они этого добиваются? Вы скажете точностью кукловождения… Ну да, конечно… Но фокус тут в точке зрения, если хотите, в философии: в театре бунроку субъект - кукла.
Кукла - субъект театра кукол, человек - объект воздействия куклы. Оба человека - и кукловод и зритель.
Рейн Агур выражает это качество кукол чуть иначе, понятнее, он говорит: высший класс - когда человек от куклы чуть отстранен, и не пытается играть вместо нее.
Обе максимы имеют отношение к театру как системе, то есть описывают его "синтетические" свойства. Но для более глубокого изучения явления необходимо его разъять. Аналитические элементы, из которых складывается театр кукол, а таких элементов я произвольно определил четыре, назову "полумаксимы", поскольку "четвертьмаксимы" звучит просто несерьезно.
Вот они: "слово", "изображение", "пластика", "кунстштюк".
Вы мне скажете, ну ты даешь! что ж тут такого нового сказал? А я отвечу: конечно, дорогой NN, вам все известно, вы человек опытный, вы и удочкой наловите, а мне, чтобы изловить суждение, нужно сплести сеть.
Итак, все, что имеет отношение к драматургии и вербальному тексту спектакля, отнесу к первой полумаксиме. Вроде ясно и так, но позволю одно, единственное замечание. Мне кажется, и Камерный фестиваль подтверждение тому, что в отечественном театре кукол слишком много говорят, нарушая древнее правило: говори лишь то, чего нельзя изобразить. Понимаю: это довлеет эстетике русского литературоцентричного театра - но уж чересчур много слов!… А если учесть, что никому сегодня в театре кукол не ясно, каким должен быть голос кукол, то… Боюсь даже прикасаться к этой теме, так она болезненна: соотнесение зрительного масштаба и звукового масштаба куклы и живого актера, так органично решенные традиционным театром кукол, сегодняшним "художественным" театром кукол… какое бы слово тут подобрать… При том, что современный театр кукол - живого актера выводит на сцену все чаще.
Изображение в театре кукол… В рукотворном театре кукол, в котором кукла и тема повествования, и средство повествования, и главное его лицо… что тут говорить? Кукла должна быть очень красивой! Ладно, не нравиться "красивой" - обязана быть интересной! Чтобы глаз не оторвать! Вы выводите куклу, и чтобы - "ах!" В общем-то, люди пришли смотреть на кукол. Вам странно, что я так распинаюсь об этом?
Пластика: движение, ритм, музыка - все отнес в кучу. Понятно, кто-то другой иначе делит, но мне легче так. Неподвижная кукла для зрителя мертва. Я практически не помню примера, обратного этому утверждению. Если не мертва, то становится частью изображения, как в театре теней. Но это отдельная история. И каковой должна быть, пластика куклы: схематичной, условной, или подробной, устремленной к точной копии "живого движения" - также вопрос специальный. Не буду на этом пункте задерживаться. Замечу лишь, что для себя самого я вывел правило: условная кукла требует условного текста. (Для постановщика правило работает в обратном порядке.)
Странно и неуклюже выглядит кукла с ограниченными возможностями движения, произносящая длинные монологи. В вертепе проблема решена идеально, там куклы условные предельно, просто чурбачки в тряпочках, произносят лишь "монологичные" тексты, даже при, так сказать, "диалогах". Персонажи Петрушки не говорят, а перебрасываются словами… Можно ввести термин "вербальная пластика"? Подразумевая не пластику литературного текста, а именно соответствие пластики движения куклы произносимому ею слову. "Вербопластика" - по-моему выглядит вполне солидно?
Все три полумаксимы, конечно-же, имеют отношение не только к театру кукол, но к театру вообще. И лишь преломляются театром кукол особым образом. Но четвертая - " кунстштюк" - мое открытие, если хотите, мой вклад в науку!
Принятые в русском языке "трюк" и "фокус" не вполне точно описывают суть дела. У немцев лучше - kunststuck! Здесь и мастерство художника, и лукавство, и даже довольная усмешка в усы от сознания хорошо сделанной вещи. Конечно, трюк возможен в любом театре, но театр кукол невозможен без трюка!
Я долго думал, почему мне часто так скучны кукольные представления? И понял - нет вкуса к трюкам. У каждой куклы должен быть свой трюк. Для вас слишком? Хорошо: в каждой сцене должен быть kunststuck, пусть крошечный. Смею утверждать. Иначе зачем нужны куклы? Они обязаны быть неожиданными. Обратите внимание, сколько кунстштюков в вертепе - в каждой сцене! Зажигание и тушение свечей, взятие младенца у Рахили, отверзение ада, усекновение головы Ироду и так далее…
Итак, я утверждаю, что kunststuck - специфическое свойство эстетики театра кукол. И качеством трюков должно оценивать качество спектакля наравне с пластикой словом и изображением, а не в дополнении к ним.
Все сеть сплетена, с теорией покончено. Теперь об фестивале…
ваш ag
Примечания:
[1]Идеальной, то есть мысленной, ежели хотите, математически точной - пропорции, например, эстетически оцениваются Золотым сечением…
[2]Антитеза сказанному, следуя логике: Эстетическое отвращение мы испытываем при столкновении с "идеалобежным" отклонением от идеальной модели прекрасного. Вообще мне нравится моя способность подпустить теоретического дыму!
[3]При всем разнообразии национальных традиций в театре кукол, их объединяют общие черты. Но вот здесь-то я не стану говорить какие!…
[4]Куклы - игра, дело пустячное. Но стало быть, и теория кукол - игра.
[5]О том, что куклы в отсутствии человека общаются между собою, знают все кукольники, даже те, которым вообще не свойственны мистические настроения. Косвенным подтверждением тому служит обилие "произведений" на эту тему. Рейн, человек положительного, рационального ума говорил мне, что кукла, сделанная с плохим настроением, каким-то образом влияет на актера. Кукла без человека не мертва, не косное вещество…
[6] Коль скоро, вы возразите тем, что куклу придумали и сделали именно Вы, а не кто-либо, и потому она есть выразитель ваших мыслей и чувств, то я отвечу, это также смешно, как думать, что ребенок, "задуманный и выполненный вами", принадлежит вам.