Естественная школа

booth.ru > Педагогика и реабилитация > Естественная школа
"Естественная школа" - плод почти 15-летних трудов колектива театра на педагогической ниве.
Многоуровневая эта программа была, в конце концов, написана в форме пособия для системы дополнительного образования. И представляет собой довольно толстую книжку.
Ниже мы публикуем часть введения в книгу, а для заинтересованных лиц помещаем ссылку на архивный файл. "Естественная школа". RAR.110Kb



Александр Греф PageAG
Елена Слонимская

Естественная школа


Глава 1. Общий раздел

1.1. Педагогическая концепция
"Естественная школа" – цикл программ дополнительного образования в области традиционной народной культуры: традиционных ремесел, национального фольклора, народного театра кукол. Курсы, составляющие цикл, рассчитаны на один (216 учебных часов) или два (432 учебных часа) года обучения, при 2–часовых занятиях 3 раза в неделю. Вариативность курсов позволяет вести обучение в различных возрастных группах: младшей (6-7 лет), средней (8-12 лет), старшей (13-15 лет).
Цель данной концепции – дать методики построения дополнительного образования в области традиционной культуры, которые, с одной стороны, были бы естественно включены в контексты как мировой, так и национальной культуры, а, с другой стороны, довлели бы природной потребности ребенка в знаниях и трудовых навыках.
Предлагаемая концепция может быть применена для разработки широкого спектра методик преподавания традиционных ремесел и других творческих курсов: керамики, ткачества, плетения из природных материалов, вышивки, плотничества, театра кукол, музыкального фольклора, и других. В нашем пособии она применена к преподаванию трех курсов: "Традиционная керамика", "Традиционное ткачество на дощечках" и "Театр кукол".
Во главу угла всего педагогического процесса в цикле "Естественная школа" поставлено подробное рассмотрение технологии "производства" конечного продукта, будь то изделие ремесла, театральное представление, или организация фольклорного праздника. Концепция опирается на то положение, что процесс "производства" любого рукотворного продукта, то есть любой вид человеческой деятельности, может быть рассмотрен как последовательность некоторых "технологических" стадий, требующих специальных знаний и умений. Правильная классификация этих стадий, вытекающая из досконального изучения конкретного вида деятельности, дает основания выработать эффективный способ обучения требуемым знаниям и умениям.
Методика преподавания в "Естественной школе" включает как главную составляющую подробное изучение технологии, способов и приемов труда в конкретном виде деятельности, в соответствии с возрастными особенностями, возможностями и подготовкой учеников.

В основе концепции лежит понятие "изоморфизма".
Изоморфизм (структурная однородность) процессов развития детского и общественного сознания, становления детской личности, как культурного феномена, и культуры человечества в целом, подмеченный еще в древности, в настоящее время - признанный научный факт.
Явление изоморфизма позволяет адаптировать педагогический процесс к детскому восприятию таким образом, чтобы сделать процесс познания ненасильственным, придать ему наиболее естественные для каждой возрастной группы детей формы.
Известный современной педагогике факт восприимчивости детей к традиционной (народной, крестьянской) культуре объясняется, в частности, корреляцией свойств и элементов традиционной культуры, с особенностями развития детей различных возрастных групп.
Так синкретизм и мифологизм традиционной культуры наиболее близки младшей возрастной группе детей (до 6-7 лет);
органичное воплощение потребностей человека в его образе жизни, слияние "красоты и пользы", труда и игры, свойственные традиции – отвечают особенностям детей 8-12 лет;
присущее народной культуре органичное взаимное влияние приемов труда, предметов труда, орудий труда и свойств не только человеческой руки, но и в целом человека как феномена – наиболее полно соответствует потребностям в производственном труде подростков 13-15 лет и их психофизическим возможностям.

Концепция опирается на следующие императивы педагогики:
1. Образование и учение – не есть воздействие учителя на ученика, старшего на младшего, но есть совместный труд в процессе познания.
Преподавание в рамках нашей программы призвано инициировать вопросы учеников в процессе практической деятельности. Причем совместный с преподавателем поиск ответа на возникшие в процессе труда вопросы и должен привести к накоплению теоретических знаний и практических умений. Роль педагога в этом процессе вполне определенна: педагог должен построить обучение таким образом, чтобы сумма вопросов в целом давала систематическое представление об изучаемом предмете.
2. Для получения целостного представления о мире и его законах не следует накапливать большое количество разнородных примеров или фактов, подтверждающих каждый закон в отдельности, бывает достаточным подробно рассмотреть одно явление природы или искусства, но рассмотреть его во всем разнообразии связей с другими.
В предлагаемой программе изготовление керамических изделий, ткачество или постановка кукольного спектакля, рассматриваются не только с точки зрения знаний и навыков, приобретенных в рамках конкретного практического дела. Но это конкретное дело включено, во-первых, в контекст мировой культуры, во-вторых, в контекст национальной культуры, и, в-третьих, в многообразные связи с циклами естественнонаучных и гуманитарных дисциплин общеобразовательной школы.
3. В силу особенностей детского мышления и восприятия, преобладания индуктивного процесса познания над дедуктивным, конкретного мышления над абстрактным, единичного над общим, эмоционального над рациональным, современная педагогика предлагает ориентироваться при обучении детей прежде всего на их эмоциональный интерес к предмету изучения.
В нашем курсе эмоциональный интерес к избранному виду деятельности формируется и поддерживается прежде всего разнообразием самого процесса труда, вариативностью технологий и получаемых изделий. С другой стороны, продукт труда, будь то изделие ремесла или театральная постановка, обладает собственными "потребительными свойствами", собственной эстетической или функциональной ценностью, что придает процессу обучения смысл в глазах ученика и сообщает дополнительную позитивную эмоциональную окраску процессу обучения.

Программы курса "Естественная школа" построены таким образом, чтобы дети могли заниматься в студиях несколько лет, переходя из одной возрастной группы в другую, получая новые знания и приобретая умения, соответствующие их возрастным возможностям. Базовые темы, целевые задачи, оценка усвоения знаний и навыков, примеры учебных планов описаны в программах с учетом того, что ученик усвоил материал предшествующей возрастной группы. Если занятия проводится не во всех возрастных группах, или ученики не переходят из одной возрастной группы в другую по мере взросления, то учебный план может быть построен соответственно с потребностями данной студии и учебного заведения.

На фундаменте изложенной концепции, таким образом, строится сложная многоуровневая программа.

Продолжение смотри в книге "Естественная школа". RAR.110Kb