Куклы, управляемые снизу, очень точно называются "верховыми" - актер почти всегда видит их снизу и управляет поднятыми вверх руками. Сам же актер в этом случае, как правило, скрывается за ширмой с головой. Верховые куклы, перчаточные или тростевые, если опустить подробности, легко вообразить себе по названию, а многочисленные детали и тонкости, которые и составляют суть дела, мы рассмотрим ниже со всей тщательностью.
Другой тип анимации - куклы, управляемые сверху. Они висят на нитках, деревянных или металлических прутах. Куклы на нитках в европейской традиции называют "марионетками", но бывает, что этот термин применяют и ко всем куклам, управляемым сверху. Так что я думаю, большого греха не будет, если мы скажем между собой в разговоре: "марионетка на пруте". Ширма для марионеточного театра, как правило, строится таким образом, чтобы актер стоял несколько выше куклы и как бы нависал над нею.
Кроме названных типов кукол, широко применяемых по всему свету, имеется ряд конструкций, которые трудно отнести к какому-нибудь "подразделу". Так утконос в животном мире единственный представитель семейства утконосов. Открыто управляемые и вертепные куклы трудно классифицировать, но они имеют многовековую историю. Куклы управляемые открыто, без ширмы, как правило, достаточно великого роста - чуть больше, меньше человека и обладают сложной внутренней механикой, чтобы открывать рот, моргать, работать с предметами и даже играть на музыкальных инструментах... Об этих куклах мы расскажем подробнее на примере работы нашего театра с Доктором- куклой Лукой Лукичем. Напротив, куклы вертепа - рождественского мистериального театра, небольшие, меньше обычных, малоподвижны, часто не имеют ни рук, ни ног, а лица их иногда только намечены.
Отдельное семейство в театре кукол - театр теней. Казалось бы все
просто - куклы такого театра должны быть плоскими и черными. Но не
спешите судить: тени, ведь, отбрасывают и объемные предметы, кроме
того тени могут быть прозрачными, но самое интересное, что тени могут
быть цветными! О театре теней мы не будем говорить в этой книге, но
даст Бог напишем отдельно.
1.1 Куклы управляемые снизу. Верховые куклы
Хотя мы и начинаем описание конструкций перчаточных кукол с наипростейшей по виду: шарик на пальце, - но обучение кукольному делу начинать с этой куклы настоятельно не рекомендуем, эта кукла Сергея Владимировича Образцова и требует от артиста она виртуозной техники. (рис.1)
В связи с этой куклой надо отметить, что вообще рука актера не закрытая перчаткой, производит впечатление обнаженного тела, применять такую куклу в работе следует с осторожностью. Некоторые кукольники, работая с шариком, надевают на руку обтягивающую перчатку черного, белого цвета, или раскрашенную "под костюм" куклы. Но в любом случае рука, обтянутая тонкой перчаткой производит иное впечатление, чем рука в кукольном костюме-чехле, даже таком простом, как у куклы "би-ба-бо" (рис.2), и требует безусловно высокой артистической техники.
У куклы на рис.3 мы впервые видим специальное приспособление для крепления кукольной головы и рук к пальцам кукловода, так называемую "патронку" - легкую картонную трубочку. Устраивая патронки не забывайте, что кукла изготавливается по руке кукловода, и ребенок не сможет играть куклой, сделанной по взрослой мерке. Так в нашем театре пришлось перешивать всех петрушек из-за этих самых патронок, поскольку подогнанные под мою руку они при энергичной жестикуляции сваливались с изящных пальчиков наших актрис.
При первом взгляде рисунки 3 и 4 кажутся одинаковыми, но они существенно различны! Внутренняя перчатка (рис. 4) превращает куклу из любительской в профессиональную. Голова и руки куклы с патронкой или без крепятся к внутренней перчатке и позволяют, во-первых, устранить некоторую естественную для асимметричной руки "кривобокость" куклы. Во-вторых, чехол для руки позволяет изготовить кукле сменный костюм, а если костюм многоделен, сложен и дорог, да еще если вы хотите одними и теми же "головами" играть различных персонажей, то такая конструкция куклы наиболее удобна. Не даром именно она применяется в лучшем в мире театре перчаточных кукол - китайском. Внутренняя перчатка должна быть сшита из материи нейтрального, лучше темного цвета, и доходить кукловоду почти до локтя, чтобы скрыть его руку, когда кукла высоко поднимается над ширмой. Кроме того, скажу о том, о чем говорить не принято, но что существенно в работе: руки кукловода часами находящиеся в движении в толстых и тяжелых "рукавицах" устают и потеют, и им конечно нужно удобное и гигиеничное "место работы", которое можно организовать правильно подобрав материал и размер перчатки.
При сравнении пластических возможностей перчаточных кукол различной выкройки можно отметить, что кукла 4 имеет гибкую шею, а кукла 5 может вертеть головой, не поворачивая корпуса. Кукла 6 ближе "анатомически" человеку, чем другие петрушки, но согнутый безымянный, самый "ленивый" из пальцев, затрудняет движение мизинца, то есть, прошу прощения, левой руки куклы. Слишком толстая шея конструкции, если она не требуется персонажу по штату, не единственный недостаток этой выкройки, впрочем, как и выкройки 7 - все же мизинец и большой палец не лучшая пара для манипуляции.
Конструкция 8 очень хороша для малоподвижного, мало действующего персонажа, или для персонажа с неподвижными, закрепленными в одном положении руками, всегда несущего в руках один и тот же предмет, например, "коробку с тортом" на праздничном представлении.
Кукла 9 и кукла 10 обладают очень подвижными руками, например 9 может даже вращать кистью левой руки. Особенность куклы 10 в широком размахе рук и симметричной, вполне человеческой фигуре.
Желание приблизить естественно асимметричную перчаточную куклу к человеческой фигуре реализовано в, так называемой каталонской кукле (рис. 11). Рука исполнителя здесь входит в тело куклы на уровне талии, а не в голову, что позволяет сделать талию достаточно узкой, а торс скульптурным. Однако, за все приходится платить: если кривобокость петрушек компенсируется их бешенной подвижностью, то скульптурная внешность каталонских кукол влечет за собой паралич шеи и рук, сгибающихся только от локтя. Одна из модификаций каталонской куклы показана на рис. 12: вынесенные за пределы туловища куклы, управляющие ее руками большой палец и мизинец, позволяют одновременно сохранить скульптурный торс куклы и увеличить подвижность ее рук и головы.
Перчаточные куклы, как правило не имеют ног. "Ноги куклы - ноги актера" - говорят кукольники. Однако, возникает иногда необходимость не просто показать ноги петрушки, но сделать их активными, и тогда возможны решения, подобные изображенным на рисунке 13, выполненном по старинной японской гравюре, в котором рука кукловода проходит через широкую штанину ноги, или рис. 14, сделанном по эскизам Н.Я. и И.С. Ефимовых, у которых кукла топала и приплясывала одной ногой.
Массовые сцены могут быть украшены куклой, в которой персонажи нашиты на одну перчатку и лишь немного кивают насажанными на пальцы головами (рис. 15), или маленькими куколками, надетыми на пальцы по отдельности, то что Н.Я. Ефимова называла "театром пятерни" (рис. 16), или групповой куклой (рис. 17), у которой только крайние персонажи имеют по одной подвижной руке.
Гусь из спектакля "Каштанка" Государственного театра кукол им. С.В. Образцова (рис. 18) может быть примером куклы, в которой рука, управляя головой, продета в длинную шею куклы животного или какого-нибудь фантастического персонажа.