Классический ваянг имеет три трости: гапит, проходящий через туловище и вращающий голову куклы, и два чемпурита, ведущие руки за кисти (рис.19). Яванские кукольники даланги не держали куклу в руках во время представления, гапит втыкался в мягкий банановый ствол, лежащий вдоль ширмы, и кукла, неподвижно закрепленная, лишь жестикулировала руками. Торс куклы, вырезанный из дерева, имел осевое отверстие для гапита, и опирался на специальное утолщение гапита ближе к рукоятке.
Туловище куклы может быть изготовлено из дерева, как у классического яванского ваянга, или папье-маше, или возможна иная конструкция плечиков и шарнира шеи (рис.20). Современный театр кукол динамичен, куклы находятся в постоянном движении, актеры носят их, держа в руке гапит и вращая им головой куклы (рис.21), при том что другой рукой, актер должен управлять жестом куклы посредством чемпуритов. Естественно, что конструктивное уменьшение веса куклы очень важно.
Иногда гапит делают коротким (рис.22). Кажется разница невелика, но на самом деле она принципиальна. Дело в том, что короткий и длинный гапиты восходят к разным традициям: длинный, как уже говорилось, к яванскому ваянгу, довольно статичному, игравшемуся по многу часов подряд, когда кукла закреплялась на месте во время длинного монолога рассказчика, короткий гапит восходит к очень динамичному китайскому театру, в котором пластика куклы, точность позы, жеста имели значение первостепенное, главенствующее. Эти родовые конструктивные особенности тростевых кукол используются современным театром: длинный гапит применяют в куклах, которые по ходу спектакля должны быть закреплены в каком-то месте сцены, и тогда, кстати говоря, высвобождается рука актера - важная технологическая деталь, короткий же гапит применяют в куклах, которые должны быть очень подвижны, пластичны, должны уметь свободно наклоняться, поворачиваться, жестикулировать.
Начинающему кукловоду следует знать, что театр кукол не выносит движений неряшливых и приблизительных. Незначительный поворот головы, наклон, если они точны, могут сказать многое. Кукловоду, чтобы быть точным и экономным в движениях, нужно хорошо освоить особенности механики каждой куклы. Ну например, у кукол на тростях тонкость дела при повороте головы в том, что туловище висит на гапите, то есть на шее куклы, и при повороте гапита трением под собственной тяжестью поворачивается и вся кукла. Поэтому сочленение в точке плечи- гапит должно быть тщательно отполировано, а при выполнении поворота головы вращением гапита, тело куклы следует придерживать за руки чемпуритами. Вообще вы должны приучиться к тому, что кукольное мастерство потребует от вас знаний в различных областях далеких, казалось, от театра, и не в последнюю голову знаний механики. Так длинный гапит можно заставить согнуться двумя способами, приложив усилие к точке перегиба (рис.23), или уменьшив усилие за счет рычага (рис.24), но сделав конструкцию менее скрытной от зрителя.
Чемпурит, трость или, как еще говорят, палка, может крепиться к руке куклы в различных точках: к ладони (рис.25), к запястью (рис.26), к локтю (рис.27). Разница в несколько сантиметров, но пластика куклы изменяется наисущественно.
"Кукла с палкой в кисти руки /смотри рис.25 (А.Г)./ - пишет Н Симонович - прекрасно пишет, рисует. К палке крепко приделан кусок мела, который кукла как бы держит в своей руке, на самом же деле актер двигает палкой с мелом. Понадобится выписать на доске чьи-либо имена, нарисовать по импровизированному желанию слушателей кого-нибудь или что-нибудь - кукла выполняет все это весьма реально, с живостью. Пионерка с флажком в руке весело управляет хором зрителей. Проделывает с детьми физкультурные упражнения и сама показывает все движения-руки вперед, вниз, руки за спину."
И далее: "Переходим ко второму виду кукол… с тростями, прикрепленными не в кисти, … а между кистью и локтем.
В этом виде также два семейства: кукла, у которой водящие палки прикреплены ближе к кисти руки-у запястья /смотри рис. 26 (А.Г)./, и кукла, у которой трости прикреплены ближе к локтю /смотри рис.27 (А.Г)./. Опишу вначале последний, несмотря на то что система палок у запястья появилась в театре раньше. Предпочитаю сделать так потому, что характер "локтевых кукол" выражен решительнее и ярче. Трости тут-ни весла, ни флажки, ни тросточки /как зачастую у первого варианта крепления ( А.Г.)/, они оставляют концы рук свободными. Палки видны, но так как кукла сама их в руках не держит, то они не участвуют в образе…,тем более что здесь их легко замаскировать (например, восточной одеждой, стильным рукавом, перекинутым шарфом, плащом и т. д.).
Трости одинаковым образом прикреплены к рукам куклы. Актер держит нижние концы тростей в одной руке, одновременно придавая разные движения каждой руке куклы. На первых порах такое кажется невозможным, через несколько минут-только трудным, а через день-другой удаются без промаха самые сложные задачи. Это-как игра на скрипке: пять пальцев одной руки, а какие разнообразные результаты. Упирая концами водящих тростей в ладонь, актер пальцами направляет палки. Кукла тогда поднимает обе руки, разводит их одинаково или по-разному, подбоченивается, скрещивает на груди, закладывает их за спину, за голову-любой жест ей доступен и выразителен.
Необычайно благодарная сценическая природа этих кукол дала им неисчислимо хорошие качества. Куклы с тростью у локтя существенно отличаются от всех других кукол своим стилем, амплуа, "внутренней жизнью". Внешне отличаются тем, что их длинные руки, сгибающиеся в локте, на концах свободны от палок и могут держать различные предметы (для этого пальцы кукол делают из гибкой проволоки, а предметы-легкими) . У куклы с палкой у кисти рука двигается ровно на столько, на сколько продвинулась палка, ведущая кисть. У куклы с тростью у локтя при повороте трости только вокруг своей оси рука описывает широкий круг. Замечательное свойство этих рук еще в том, что они имеют пронацию и супинацию (поворот ладонью вниз и ладонью вверх)-очень существенное качество. Так, наша леди Макбет-Сомнамбула, вглядываясь в свою руку, держит ее ладонью вверх, а затем, совершенно не ощутимым для зрителя поворотом палки, остающейся на том же месте, переворачивает руку; она рассматривает видимые только ей пятна крови... Это сильное место игры, и сила в точности и тонкости движения куклы, наподобие мимической сцены хорошего актера. Куклам, руки которых ведутся палкой за кисть, свойственны, в общем, бытовые роли; с палкой у локтя - роли героические, трагические.
Самое главное в конструкции то, что обусловливает работу куклы, без чего она не годна и лишь дефективно будет выворачивать локоть кверху-это тяжесть на локте куклы. (Кусочки свинца, гайка, пара небольших металлических шариков и т. п.). Цель такого груза-перевесить тяжесть кисти руки. Тяжесть на локте-на плечевой ли, на локтевой ли "кости", на обеих ли вместе, обеспечивает точку опоры. Угадать массу груза, сделать рукав с продолжением его на трость, так, чтобы материя нигде не стесняла движения,-дело тонкое. Случается, много часов просидишь над руками, а на другой день, убедившись, что характер движения не тот, какой нужен для данной роли, все начинаешь заново: убавляешь и прибавляешь груз, меняешь приложения палки, перешиваешь рукава…
Перейду к описанию кукол с тростью у запястья (рис.26). Руки такой куклы двигаются ровно на столько, на сколько передвигаются трости, ведущие их. Это делает палку, неприятно явственной, примитивно работающей, так что приходится обязательно маскировать ее, чтобы не отнять у спектакля загадочность движений. Плащ, в который вшиты трости, шарф, свисающий с руки,-непременная принадлежность такой куклы. У данной системы кукол нет пронации и супинации кисти, что заметно обедняет их игру и не дает широкого выноса свободной части руки, как у кукол с тростью у локтя. Создать такую куклу много проще, чем локтевую, и освоить доступнее."
К куклам на гапитах следует также отнести простейшую куклу, сделанную по типу чучела (рис.28), и куклу на голове (рис.29). Кукла "чучело" хороша при вращении, в танце, когда она вскидывает руки и свободную ногу. Кукла на голове интересна при непосредственном контакте со зрителем: на празднике, ярмарке, в клоунаде. На рисунке 29 она крепится к голове специальным чепчиком. Один из возможных способов управления руками такой куклы - при помощи чемпуритов изображен на рисунке (рис.30).
Маскировка чемпуритов управляющих руками куклы многообразна, индивидуальна и зависит от изобретательности художника и сценической задачи, стоящей перед куклой. Так трости у куклы 31, например, скрыты в широких рукавах костюма, а у куклы 32, напротив, чемпурит открыт и замаскирован под тросточку, которую персонаж носит в руке. Возможно также чтобы обе руки управлялись единой тростью, например копьем воина или древком знаменосца.
Механика и сценический образ каждой отдельной куклы индивидуальны и разнообразие их бесконечно.