Любительский театр. Особенности режиссерской работы.
Александр ГрефОпыт постановки спектаклей в школах, центрах творчества, отделении реабилитации, детском театре, привел нас к необходимости описать некоторые общие принципы создания спектаклей детскими коллективами, не ориентированными на профессиональную театральную подготовку.
В тезисах мы используем понятия: "профессиональное и любительское искусство", а также "этическая и эстетическая компонента искусства", которые несмотря на свою относительность, некоторую неуклюжесть и даже спорность, все же позволяют дать представление о сути предмета.
В данной работе мы отличаем "любительский" спектакль от "профессионального" не по инструментарию, которым владеют артист и постановщик, не по форме оплаты труда и даже не по эстетической ценности произведения искусства. Мы предлагаем в основу различия положить тот известный факт, что любительский спектакль ставится "для своих". То есть любительский театр априори, вне зависимости от качества постановки, "любим зрителем", в противоположность искусству профессиональному, вынужденному завоевывать зрителей каждым своим актом. История искусств наполнена примерами эстетического противоречия художника и зрителя, противоречия снятого в творениях "любительского искусства" заведомой любовью зрителя, сопричастного самодеятельному спектаклю. Таким образом, эстетическое противоречие, присущее "профессиональному искусству", разрешается в "любительском" творчестве перенесением его в этическую плоскость. Сказанное подтверждается еще и чрезвычайно короткой жизнь любительского спектакля: одна, редко две постановки – то есть почти вся жизнь спектакля умещается в репетиционный период.
Таким образом, постановка любительского спектакля, особенно детьми, акт в меньшей степени эстетический, но в большей степени этический, и потому подчиняется иным правилам построения, чем те, что действуют в театре профессиональном, и оценен должен быть с применением иных критериев.
В качестве первого правила постановки детского любительского спектакля мы назовем приоритеты интересов ансамбля над интересами личными. Спектакль состоится лишь при том условии, что каждый из актеров умерит свои личные артистические амбиции во имя действия в целом. В отличие от профессионального театра, любительскую постановку не может спасти один актер, даже очень талантливый. Если ваши дети-артисты научатся внимательно слушать реплику партнера, перемещаться по сцене так, чтобы никого не загораживать и никому не мешать, передавать предметы реквизита на сцене с удобной для партнера стороны, то есть вести себя таким образом, чтобы партнер сумел проявить лучшие свои свойства, то считайте – работа наполовину удалась.
Второе правило связано с распределением ролей среди "актеров". Каждому из участников спектакля подбирается по возможности такая роль, в которой лучшие его качества могли бы быть выражены наиболее ярко. Или то же правило в несколько иной формулировке: работа над ролью должна поднять ребенка на ступеньку вверх в моральном, психологическом, образовательном или любом ином качестве. На постановщике в этом деле лежит особая ответственность, поскольку реализация этой задачи зависит не только от правильного распределения ролей между исполнителями, но, не в последнюю очередь, от пластического рисунка спектакля.
В связи со вторым правилом или принципом мы формулируем принцип репертуарный. По нашему мнению детский любительский театр – театр изображения и действия в большей мере, чем театр слова. Нам, воспитанникам русской, литературоцентричной культуры это трудно принять, но, ничего не поделаешь, длинными диалогами приходится жертвовать во имя динамики действия. В этой связи следует осторожнее относиться к постановкам беллетристических произведений, так как переделка прозы в пьесу требует большего навыка и мастерства, чем даже собственно режиссура спектакля.
Поскольку спектакль, исполняемый детьми должен занимать меньше времени, чем спектакль взрослый, то переделка текста пьесы под свои нужды – общее требование постановочной работы. Здесь следует держаться того правила, что завязку драмы, ее экспозицию следует удалить из пьесы, если содержание ее общеизвестно, или в ином случае отдать ведущему, хору, описать в "программке". Играть следует самую "выгодную" с постановочной точки зрения часть пьесы, остальное изложив иными известными способами.
При формулировании общих правил работы любительского театра нельзя обойти того факта, что любительский театр имеет переменный состав, причем количество и качество исполнителей может измениться в любой момент работы, даже непосредственно в день премьеры. Поэтому любительский спектакль должен принципиально строится, как произведение полиморфное, в котором высока не только взаимозаменяемость актеров, но возможно изменение состава актеров и персонажей.
И в качестве последнего принципа построения любительского детского спектакля назовем его красочность. Детский спектакль должен быть как можно более украшен декорациями, реквизитом, костюмами, музыкой. О каждом из этих элементов следует говорить специально, но здесь мы обратим внимание на то обстоятельство, что чем более "многоделен" спектакль, чем больше помощников у постановочной части, чем более красочной получится постановка, тем большее удовольствие зрителям и актерам он доставит, и следовательно, более полно выполнит свою главную задачу: принести радость всем сопричастным.